1, 2 и 3 октября 2021 года прошла  IV Международная научно-практическая конференция «Аутизм: стратегии обучения и воспитания», организованная АНО «ЦСП «Инклюзивная молекула». Первые два дня были посвящены теории: специалисты в различных областях делились своими знаниями с коллегами и родителями. В связи с нынешней ситуацией зарубежные спикеры — Меган Лэнгфорд, Джозеф Диксон, Антонина Шэнгроу, Анастасия Юн — читали лекции онлайн, но это не помешало им создать очень тёплую атмосферу, и не только прочитать доклады, но и подробно ответить на все вопросы слушателей. Не менее интересные доклады были и у российских специалистов в области прикладного анализа поведения, адаптивной физкультуры и фитнеса, логопедии, специальной педагогики.
Очень интересное выступление, к примеру, подготовила  поведенческий аналитик и фитнес-тренер Ольга Мартынова. Тема ее доклада — «Организация групповых занятий по фитнесу для дошкольников с РАС» — говорит сама за себя. Не секрет, что всестороннее гармоничное развитие ребёнка основано, в том числе, и на поддержании  хорошей физической формы. Также, всем хорошо известно и то, насколько тяжело порой бывает научить ребёнка с РАС выполнять те или иные физические упражнения. И лишь специалист, владеющий инструментами прикладного анализа поведения, способен достичь с детьми с РАС отличных результатов.
Легко ли учить детей с РАС математике? Что нужно делать, чтобы научить ребёнка с РАС самостоятельности, как научить его соблюдать правила безопасности?
  Об этом  участники конференции узнали из интереснейших докладов поведенческих аналитиков Анны Масловой (ВСаВА) и Ксении Хвостовой  «2+2=? или Как не вымереть от скуки обучая математике?», «О навыках самостоятельности и безопасности: выбираем цели».
Специалист по прикладному анализу поведения (ВСВА) — Мария Гончаренко — познакомила слушателей и родителей со стратегиями позитивной поведенческой поддержки (PBS) при коррекции поведения.
Создание интерактивных игр для детей с РАС, знакомство с методами современной когнитивно-поведенческой психотерапии в развитии саморегуляции детей и подростков с РАС, особенности использования коммуникативных досок с основным словарём для детей с РАС, нуждающихся в дополнительной альтернативной коммуникации — вот далеко не полный список тем, представленных специалистами городского психолого-педагогического центра ДОНМ Анастасией Козорез, Наталией Малетиной, Анастасией Герасимовой, Анастасией Колгановой, Татьяной Назаровой и др.
Буквально приковал к себе внимание всех участников конференции доклад поведенческого аналитика, клинического психолога Анны Владимировны Соловьёвой «Пубертат и РАС — к чему готовиться». Слушатели не хотели отпускать Анну от микрофона, потому что тема, действительно, актуальная, и волнует практически всех родителей невзирая на возраст их детей с РАС. Да и подача материала была, как всегда, блестящей.
Не можем не отметить и доклады ведущих российских врачей: невролога-эпилептолога Артёма Шаркова и детского психиатра Елисея Осина. Артём Шарков в своём докладе очень доходчиво и понятно объяснил родителям, как можно распознать ранние признаки («флажки») эпилепсии у ребёнка или подростка с РАС. Елисей Осин продолжил тему, начатую Анной Соловьёвой, и рассказал об изменении поведения в подростковом  возрасте, а также о том, какие дополнительные психические расстройства могут дебютировать у ребёнка с РАС в пубертате.
Третий день был посвящён практическим занятиям и мастер-классам, которые были проведены кураторами и специалистами центра «Белая Ворона» (долгосрочный проект АНО «ЦСП » Инклюзивная молекула» ) — Ольгой Черкиной, Анной Масловой, Ксенией Хвостовой, Еленой Гавриловой, Анной Верменич, и специалистами ГППЦ ДОНМ — Еленой Абакумовой, Валентиной Панаиоти, Ириной Наумовой, Зинаидой Ермиловой, Натальей Багулиной, Наталией Малетиной, Анастасией Герасимовой, Софьей Матвеевой, Марией Сидоровой, Юлией Панферовой, Ольгой Саяпиной. Мы перечисляем всех по именам, потому что каждому из ведущих мастер-классов хочется сказать отдельное спасибо за динамичность, невероятную лёгкость подачи материала, и умение «держать зал». Правда, у участников конференции был очень непростой выбор — в какую из секций пойти? К примеру — как выбрать между мастер-классом кинезиотерапевта, специалиста по двигательной терапии Ольги Черкиной «Влияние сенсорной интеграции на развитие детей с РАС» и совместным мастер-классом поведенческих аналитиков Анны Масловой и Ксении Хвостовой «Играем вместе или Как выжать всё из игр и выжить в процессе? «. И так было абсолютно со всеми мастер-классами! Хотелось раздвоиться и присутствовать сразу в обеих секциях, чтобы не пропустить ничего. Зато после большого перерыва в третий день конференции с выбором стало чуть полегче: все родители пошли на мастер-класс специалистов ГППЦ «Выбери что-то одно», на котором познакомились с методами формирования навыка делать выбор у ребёнка с РАС. А всё специалисты пошли на лекцию Анны Владимировны Соловьёвой «Общаться с родителями. Как? «. Лекция завершилась небольшой сценкой, в которой Анна Соловьёва и её содокладчик Маргарита Куликова (поведенческий аналитик, мама ребенка с РАС) наглядно показали пример корректного и наиболее продуктивного общения специалиста с родителем, пришедшем к нему на приём.
Также не можем не отметить работу Родительского клуба. В его рамках выступали как врачи, так и сами родители детей и подростков с РАС. О выступлении врачей мы чуть выше уже рассказали. Родители тоже делились друг с другом не менее ценной информацией. Один из самых запоминающихся докладов был у Светланы Бейлезон — мамы уже совсем взрослого мужчины с РАС. Было невероятно интересно слушать Светлану, ведь она прошла уже очень серьёзный, большой жизненный путь рядом с человеком, у которого диагностирован аутизм. И её опыт бесценен и для тех, кто только-только встал на эту стезю, и для тех, кто уже прошёл по ней какой-то отрезок, и для тех, у кого уже почти взрослые дети. А завершилась IV Международная научно-практическая конференция «Аутизм: стратегии обучения и воспитания» презентацией новых книг писательницы Светланы Кудашовой — мамы ребёнка с РАС.
За помощь в проведении IV Международной научно-практической конференции «Аутизм: стратегии обучения и воспитания» выражаем огромную благодарность Фонду Президентских Грантов, Комитету общественных связей и молодежной политики города Москвы, сообществу переводчиков «Настоящее и будущее», Коворкинг-центру НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, организации «Душевная Москва».