Проект "Инклюзивная Молекула"

Поделиться на Фейсбук Яндекс.Вместе

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует всем детям возможность обучаться в общеобразовательных школах. На практике только в Москве живет около 6000 детей с расстройством аутистического спектра (РАС), которые не могут получить качественное образование. Детей с РАС направляют либо в коррекционную школу, где не знают как их обучать, либо запирают на надомное обучение, которое исключает приобретение социальных навыков. При этом, по оценкам специалистов, до 80% таких детей могут быть успешно социализированы и включены в образовательный процесс при наличии специальных образовательных условий.


НЕМНОГО ИСТОРИИ


В начале 2015 года при поддержке фонда «Выход» и родительской организации «РОО помощи детям с РАС «Контакт» был сформирован родительский запрос на создание таких специальных образовательных условий в форме ресурсных классов.

Инициативные группы родителей заручились поддержкой директоров нескольких московских школ, решившихся принять у себя ресурсные классы. Проект получил название «Инклюзивная молекула».

24 апреля состоялась первая встреча инициативной группы родителей, представителей фонда «Выход», директоров школ и представителей Департамента образования г. Москвы, на которой проект «Инклюзивная молекула» был впервые представлен Департаменту образования. Уже 7 мая состоялась вторая встреча, которая прошла в лицее № 1574, где уже работает ресурсный класс. На этой встрече участники проекта, в том числе и представители ДОгМ смогли вживую познакомиться с ресурсным классом, его учениками и специалистами, увидеть, как строится работа класса.

В начале июня президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова встретилась с руководителем Департамента образования г. Москвы Исааком Калиной, проект был окончательно одобрен, более того, проекту была обещана частичная финансовая поддержка. Переговоры проходили непросто, иногда казалось, что судьба проекта висит на волоске, но проект стартовал, и 1 сентября 2015 года в рамках «Инклюзивной молекулы» в московских школах открылись 9 ресурсных классов:

  • В гимназии № 1540
  • В лицее № 1574
  • В ГБОУ школе № 285 им. В. А. Молодцова (2 класса)
  • В школе № 1321 «Ковчег»
  • В лицее № 1367
  • СОШ № 1206
  • В школе № 2009
  • В СОШ № 192


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА


Во-первых, благодаря ресурсным классам, начавшим работу в 2015 году, расширяются возможности для образования и социализации детей с РАС.

Во-вторых, задача «Инклюзивной молекулы» – популяризация модели ресурсных классов как наиболее подходящей для образования детей с аутизмом. Здесь нужно заметить, что модель ресурсных классов подходит для обучения не только детей с аутизмом, но и детей с другими ментальными нарушениями.

В-третьих, пожалуй, впервые внимание государства так серьезно привлечено к проблеме построения жизненного маршрута детей с аутизмом и вообще, к проблеме аутизма. Но останавливаться рано, необходимо еще большее вовлечение государства в решение проблемы, в том числе, законодательное и финансовое.