Ресурсные Классы

Поделиться на Фейсбук Яндекс.Вместе

Понятие «Ресурсный класс», как и просто «класс», используется в двух значениях. Ресурный класс в значении «группа учеников» - это группа детей, испытывающих сложности в обучении в условиях обычного школьного класса. Как правило, это ребята с ограниченными возможностями здоровья. Максимальная наполняемость ресурсного класса – 8 человек. Ученики ресурсного класса зачисляются в обычные (регулярные) классы школы, но начинают обучение в ресурсном классе.


РЕСУРСНАЯ КОМНАТА


Для работы ресурсного класса очень важно наличие правильно организованного и оборудованного помещения, которое также называется «ресурсный класс» или «ресурсная комната». В этом помещении, как правило, существуют следующие зоны:

  • Рабочее место учителя
  • Место для проведения так называемого «круга», когда дети собираются вместе и приветствуют друг друга или прощаются в конце дня
  • Парты для индивидуальных занятий
  • Место для коллективной работы
  • Зона сенсорной разгрузки, где есть кресла-мешки, маты, фитболы, игрушки и где дети могут снять напряжение после занятий.

Ресурсная Комната

Хорошо, если условия школы позволяют организовать отдельную комнату сенсорной разгрузки в дополнение к «классному» игровому уголку. В эту комнату, где можно поваляться на креслах-мешках, поиграть в сухом бассейне с шариками, покачаться на качелях, попрыгать на фитболе, полазить в спортивном уголке, с удовольствием приходят на переменах дети из регулярных классов. Вот и естественный повод для совместного времяпрепровождения, и условия для возникновения дружбы!


КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ


В работе ресурсного класса очень важное значение имеет, конечно, команда специалистов. Если ресурсный класс работает на основе прикладного анализа поведения (ABA), то состав ее таков:

  • Супервизор – специалист самой высокой квалификации в ABA. В его задачи входит утверждение программ, составленных на основе тестирования учеников, контроль реализации программ и продвижения детей, утверждение плана перехода каждого ученика в регулярный класс, контроль поведенческих программ, тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и поведенческого психолога.
  • Педагог-психолог, куратор. Его обязанности – это утверждение и корректировка учебных планов, мониторинг и оценка работы ресурсного класса, обучение педагогического коллектива, консультации по работе с нежелательным поведением, консультации родителей, урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
  • Учитель ресурсного класса составляет и корректирует индивидуальные программы, составляет план уроков, ведет документацию по ресурсному классу, проводит тренинги инструкторов РК по программам, проводит диагностику и анализ результатов, мониторинг и коррекцию работы инструкторов РК по планам.
  • Тьюторы. В обязанности тьютора входит проведение занятий один на один по планам, помощь ученику во время групповых занятий, сопровождение на уроках в регулярном классе, сбор данных о поведении ученика, заполнение бланков о приобретении новых навыков, участие в регулярных тренингах.

Ресурсная Комната Ресурсная Комната 2


ИЗ РЕСУРСНОГО КЛАССА – В РЕГУЛЯРНЫЙ


Среди целей работы любого ресурсного класса всегда есть включение его учеников в работу обычных (регулярных) классов, куда зачислены дети. Это включение происходит для каждого ребенка в индивидуальном режиме, и по срокам, и по продолжительности пребывания в регулярном классе, и по выбору уроков, на которые ребенок будет ходить. Иными словами, например, Маша начнет посещать уроки математики со второй четверти на 5 минут, а Вася – уроки физкультуры на 12 минут, начиная с 3 недели 1 четверти. Решение о готовности ребенка присоединиться к урокам регулярного класса принимает куратор ресурсного класса совместно с супервизором. Это происходит только тогда, когда ребенок способен присутствовать на уроке, не нарушая его хода и нормального образовательного процесса.

В регулярном классе с учеником находится тьютор.

Ресурсная Комната Ресурсная Комната 2


НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС


В заключение хочется отметить, что модель ресурсного класса подходит для обучения не только детей с расстройством аутистического спектра (РАС), но и с другими ментальными нарушениями и даже для обычных детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы или адаптации к школьным требованиям и условиям.

Эта модель делает инклюзию комфортной и эффективной не только для учеников ресурсного класса, но и для обычных детей, для педагогического коллектива школы, для ее администрации.